Кто должен устанавливать контейнеры для ТКО: вступили в силу изменения в законе
1 января 2019 года вступили в силу изменения в ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», четко разграничившие сферы ответственности регионального оператора по обращению с ТКО и других участников этой системы.Основной спорный вопрос, разрешившийся после вступления в силу изменений, – кто должен устанавливать контейнеры для сбора ТКО и организовывать места накопления отходов. Согласно статье 8 ФЗ-89, к полномочиям органов местного самоуправления относятся:
– создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
– определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО;
– организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
Поясним: создавать места накопления ТКО – устанавливать контейнеры и организовывать контейнерные площадки – должна администрация города или муниципального района. Речь идет об установке контейнеров для ТКО на муниципальной территории – общественных контейнерах в частном секторе. Куда и сколько контейнеров поставить, тоже должен определять муниципалитет.
Еще одно уточнение в актах Правительства, касающихся сферы обращения с отходами, вступило в силу в конце декабря 2018 года. Постановление Правительства №1572 от 15.12.2018 г. исключило из обязанностей управляющей организации уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов согласно пункту 1 ПП №1572:
«Подпункт “д(2)” пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 34, ст. 3680; 2017, N 11, ст. 1557), изложить в следующей редакции:
“д(2)) работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов».
Пункт 3 ПП №1572 уточняет обязанность управляющей организации организовывать и содержать контейнерные площадки:
«В минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 “О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения”:
в) пункт 26(1) изложить в следующий редакции:
“26(1). Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов».
Место накопления ТКО – контейнерная площадка, место погрузки ТКО – территория, на которой перевозчик пересыпает отходы из контейнера в мусоровоз. То есть поддерживать порядок вокруг контейнеров по-прежнему обязаны управляющие организации. Региональный оператор должен прибрать то, что просыпалось во время погрузки отходов в машину.